Намоточный станок для изготовления композитных конструкций закрытого профиля разработали школьники из Республики Бурятия Батор Манзанов и Валерий Урбанов. Об этом они вместе со своим наставником, магистрантом Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ) Романом Ивановым рассказали в рамках заседания попечительского совета регионального центра «Асториум». Устройство позволяет изготавливать легкие и прочные детали из специальных материалов, даже углеволокна, создавать детали разного диаметра.
Молодые исследователи отметили, что они разработали трёхмерную модель намоточного станка. Изучив аналоги, они пришли к выводу, что современные намоточные станки очень громоздкие, изготавливают изделия диаметром от 100 мм и не используют метод многоцелевой оптимизации.
«Наш станок разработан так, чтобы была возможность использования метода многоцелевой оптимизации укладки нити по прочности. Это позволит подбирать прочностные характеристики изделий под нужные нам задачи. Диаметр наматываемых изделий будет составлять от 10 до 200 мм. Некоторые детали были изготовлены с применением 3D-печати», - сказал Валерий Урбанов.
В итоге юные разработчики не только успешно создали модель намоточного станка, но и собрали его. Кроме того, для управления станком они разработали новый код, провели настройку программы и тестирование. Детали, сделанные на их станке, оказались очень прочными и легкими.
«Мы научились работать в определённом программном комплексе, смоделировали композитную трубу с углами намотки нити в 45 градусов, длинной 200 мм и диаметром 25 мм. Также изготовили образцы из углеволокна и испытали их на прочность. Максимальная нагрузка образца на сжатие составила 460 ньютон, а нити на разрыв - 150 ньютон», - подытожил Батор Манзанов.
Как отмечалось ранее, в 2024 году в программе «Сириус.Лето» на базе Регионального центра выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Бурятия «АСТОРИУМ» участие приняли 105 школьников и 35 наставников. Команды нашли актуальную для региона проектную задачу и работали над её решением. Обязательным условием стало участие индустриального партнёра. На протяжении учебного года студенты ВСГУТУ курировали работу школьников. Они помогали им разобраться в проблеме и сопровождали их на протяжении всего периода работы над проектом. Так, подопечные студентов ВСГУТУ защитили 20 проектов на итоговой конференции.