Программная инженерия и искусственный интеллект

  • kafsi2015@gmail.com
  • г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 26, 1-й этаж, каб. 101а, кафедра Программная инженерия и искусственный интеллект
  • пн-пт 9.00-17.00 обед 13.00-14.00 сб 9.00-14.00 без обеда
Год основания
1990
Положение о структурном подразделении
Информация о департаменте

В настоящее время на кафедре реализуются основные образовательные программы высшего  образования следующих направлений:

              КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА

Направление подготовки: 09.03.04 Программная инженерия (Направленность 1: Инженерия информационных и интеллектуальных систем)

Сфера (сферы) профессиональной деятельности: Индустриальное производство программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения.

Тип (типы) задач профессиональной деятельности выпускников:

  • Производственно-технологический;
  • Научно-исследовательский.

Задачи профессиональной деятельности:

  • Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными в базах данных.
  • Анализ возможностей реализации требований к компьютерному программному обеспечению.
  • Разработка технических спецификаций на программные компоненты и их взаимодействие.
  • Проектирование компьютерного программного обеспечения.

Объекты (или область (области) знания) профессиональной деятельности:

  • Компьютерное программное обеспечение.
  • Системы искусственного интеллекта.
  • Машинное обучение.

Профессиональные компетенции (ПК) на основе профессионального стандарта 06.001 Программист

Разработка требований и проектирование программного обеспечения:

  • ПК-1 Способен формулировать требования к разработке программного обеспечения на основе анализа предметной области, осуществлять проектирование программного обеспечения с учетом архитектуры вычислительных систем (включая многопроцессорные вычислительные системы), использовать инструментальные и вычислительные средства при разработке алгоритмических и программных решений для решения задач профессиональной деятельности.
  • ПК-3 Способен классифицировать и идентифицировать задачи искусственного интеллекта, выбирать адекватные методы и инструментальные средства решения задач искусственного интеллекта.
  • ПК-6 Способен осуществлять сбор и подготовку данных для систем искусственного интеллекта.
  • ПК-7 Способен разрабатывать системы анализа больших данных.
  • ПК-8 Способен осуществлять концептуальное моделирование проблемной области и проводить формализацию знаний в системах искусственного интеллекта.
  • ПК-9 Способен создавать и поддерживать системы искусственного интеллекта на основе нейросетевых моделей и методов.
  • ПК-10 Способен создавать и внедрять одну или несколько сквозных цифровых субтехнологий искусственного интеллекта.

 Разработка и отладка программного кода:

  • ПК-2 Способен разрабатывать компоненты системных программных продуктов на основе соответствующей технической документации.
  • ПК-4 Способен разрабатывать и тестировать программные компоненты решения задач искусственного интеллекта.
  • ПК-5 Способен разрабатывать и применять методы машинного обучения для решения задач.
  • ПК-11 Способен использовать инструментальные средства для решения задач машинного обучения.

Направление подготовки: 09.03.04 Программная инженерия (Направленность 2: Разработка программно-информационных систем)

Сфера (сферы) профессиональной деятельности: Индустриальное производство программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения.

Тип (типы) задач профессиональной деятельности выпускников: Проектный.

Задачи профессиональной деятельности:

  • Формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов, формализация предметной области проекта.
  • Технико-экономическое обоснование проектных решений и составление технического задания на разработку программного продукта.
  • Моделирование и проектирование программных систем.
  • Проектирование структур данных, баз данных, программных интерфейсов систем среднего и крупного масштаба и сложности.
  • Применение современных инструментальных средств при разработке, отладке и проверке работоспособности программного обеспечения, включая программное обеспечение систем искусственного интеллекта.

Объекты (или область (области) знания) профессиональной деятельности:

  • Прикладные и информационные процессы.
  • Информационные технологии.
  • Программное обеспечение.

Профессиональные компетенции (ПК) на основе профессионального стандарта 06.001 Программист и 06.022 Системный аналитик

Концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности

  • ПК 1 Способность выполнять анализ, моделирование предметной области, функциональное проектирование и технико-экономическое обоснование принятых проектных решений.

Разработка требований и проектирование компьютерного программного обеспечения

  • ПК-2 Способность выполнять проектирование, разработку, тестирование и изменение компонентов архитектуры компьютерного программного обеспечения.

Направление подготовки: 02.03.03 "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем" (Направленность: Математическое и программное обеспечение систем искусственного интеллекта)

Сфера (сферы) профессиональной деятельности: Разработка и тестирование программного обеспечения.

Тип задач профессиональной деятельности выпускников: Производственно-технологический, научно-исследовательский.

Задачи профессиональной деятельности:

  • Проектирование, моделирование, разработка архитектуры систем искусственного интеллекта.
  • Анализ, моделирование, классификация и идентификация задач искусственного интеллекта с использованием больших данных.
  • Разработка интеллектуальных систем для решения аналитических задач с применением технологий больших данных.
  • Подготовка данных для систем искусственного интеллекта.

Объекты (или область (области) знания) профессиональной деятельности: Математические и алгоритмические модели, архитектурные решения для систем искусственного интеллекта, методы их проектирования и реализации для различных областей цифровой экономики, методы машинного обучения, нейронные сети, статистические методы для подготовки наборов данных, компьютерное зрение, обработка естественно-языковой информации.

Профессиональные компетенции (ПК) на основе профессионального стандарта 06.003 Архитектор программного обеспечения и 06.042 Специалист больших данных

Управление архитектурой изолированной (неинтегрированной) программной системы:

  • ПК-1. Способность выполнять выбор и моделирование архитектурных решений систем искусственного интеллекта

Анализ больших данных с использованием существующей в организации методологической и технологической инфраструктуры

  • ПК-2. Способность выполнять извлечение, сбор и подготовку данных для систем искусственного интеллекта
  • ПК-3. Способность выполнять разработку интеллектуальных систем для решения аналитических задач с применением технологий больших данных

                  

Направление подготовки: 02.04.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» (Направленность: Аналитика больших данных)

Сфера (сферы) профессиональной деятельности: Разработка и тестирование программного обеспечения.

Тип (типы) задач профессиональной деятельности выпускников: производственно-технологический и научно-исследовательский.

Задачи профессиональной деятельности:

Научно-исследовательский:

  • Анализ инноваций в области информационных технологий, методов и алгоритмов анализа больших данных; источников информации; технологий представления данных, методов предсказательной и предписывающей аналитики; продуктов и сервисов на основе аналитики больших данных.
  • Аналитические и поисковые исследования по тематике информационных технологий, технологий больших данных.
  • Математическое и информационное моделирование.

Производственно-технологический:

  • Создание концепции и модели сервиса на основе аналитики больших данных.
  • Определение требований к сервису на основе аналитики больших данных.
  • Создание прототипа сервиса на основе аналитики больших данных.
  • Управление разработкой сервиса на основе аналитики больших данных.
  • Определение технико-экономических характеристик сервиса на основе аналитики больших данных.

Объекты (или область (области) знания) профессиональной деятельности: Математические и алгоритмические модели, сервис-ориентированная архитектура систем искусственного интеллекта, методы их проектирования и реализации для различных областей цифровой экономики, методы машинного обучения, статистические методы для подготовки наборов данных, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи.

Профессиональные компетенции (ПК) на основе профессионального стандарта 06.022 Системный аналитик и 06.042 Специалист больших данных

Управление разработкой продуктов, услуг и решений на основе больших данных:

  • ПК-1. Способность выполнять процессы разработки, отладки, интеграции модулей и систем, проверки работоспособности и модификации программного обеспечения, включая программное обеспечение систем искусственного интеллекта.

Управление аналитическими работами и подразделением:

  • ПК-2. Способность выполнять процессы концептуального, функционального и логического проектирования систем среднего и крупного масштаба и сложности с применением методов искусственного интеллекта и управлять этими процессами.

Направление подготовки: 09.03.04 «Программная инженерия» (Направленность: Искусственный интеллект и инженерия данных)

Сфера (сферы) профессиональной деятельности: Индустриальное производство программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения.

Тип (типы) задач профессиональной деятельности выпускников: Научно-исследовательский, Организационно-управленческий, Производственно-технологический.

Задачи профессиональной деятельности:

Научно-исследовательский:

  • Разработка и использование методов и технологий для решения задач искусственного интеллекта.

 Организационно-управленческий:

  • Руководство комплексными решениями по разработке и использованию систем и комплексов обработки данных.
  • Руководство комплексными решениями по разработке систем на основе аналитики больших данных.
  • Руководство проектами и участие в создании и сопровождении системы искусственного интеллекта в прикладных областях.
  • Руководство проектами и участие в создании и сопровождении системы искусственного интеллекта на основе нейросетевых моделей и методов.
  • Руководство проектами по созданию систем искусственного интеллекта.

 Производственно-технологический:

  • Разработка и использование методов и технологий для решения задач искусственного интеллекта.
  • Разработка и модернизация программного обеспечения с учетом требований безопасности.
  • Разработка систем, основанных на знаниях.

 Объекты (или область (области) знания) профессиональной деятельности: Системы искусственного интеллекта, Методы и технологии решения задач искусственного интеллекта, Аналитика больших данных. Управление проектами при создании и сопровождении систем искусственного интеллекта, Безопасное программное обеспечение.

Профессиональные компетенции (ПК) на основе профессионального стандарта 06.003 Архитектор программного обеспечения и 06.042 Специалист больших данных

Управление архитектурой единой информационной среды:

  • ПК-1 Способен проводить анализ требований к архитектуре программного обеспечения, осуществлять выбор и моделирование архитектуры единой информационной системы, осуществлять документирование программного обеспечения, контролировать реализацию и тестирование программного обеспечения.

 Управление этапами жизненного цикла методологической и технологической инфраструктуры анализа больших данных в организации:

  • ПК-2 Способен разрабатывать системы хранения и обработки больших данных
  • ПК-3 Способен исследовать и разрабатывать архитектуры систем искусственного интеллекта для различных предметных областей на основе комплексов методов и инструментальных средств систем искусственного интеллекта
  • ПК-4 Способен разрабатывать и применять методы и алгоритмы машинного обучения для решения задач
  • ПК-5 Способен руководить проектами по созданию комплексных систем искусственного интеллекта
  • ПК-6 Способен руководить проектами по созданию, поддержке и использованию системы искусственного интеллекта на основе нейросетевых моделей и методов
  • ПК-7 Способен руководить проектами по созданию, внедрению и использованию одной или нескольких сквозных цифровых субтехнологий искусственного интеллекта в прикладных областях
  • ПК-8 Способен разрабатывать и модернизировать программное и аппаратное обеспечение технологий и систем искусственного интеллекта с учетом требований информационной безопасности в различных предметных областях
  • ПК-9 Способен выбирать, разрабатывать и проводить экспериментальную проверку работоспособности программных компонентов систем искусственного интеллекта по обеспечению требуемых критериев эффективности и качества функционирования
  • ПК-10 Способен руководить проектами по созданию комплексных систем на основе аналитики больших данных в различных отраслях
  • ПК-11 Способен создавать и применять методы объяснимого искусственного интеллекта для создания интерпретируемых интеллектуальных систем

 В настоящее время на кафедре обучаются 4 аспиранта. Аспиранты успешно совмещают научную работу с преподавательской деятельностью на кафедре.

Прохождение производственной и преддипломной практик организовывается на базах следующих предприятий:

-    ООО «Таксофт»;

-    ООО «Байкалсофт»;

-    ООО "1С-Форус";

-    ООО "ТехноЛоджик"

-    ООО "Сибдиджитал"

-    ГБУ "Центр Информационных Технологий";

-    Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия;

-    Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение;

-    Улан-Удэнский авиационный завод.

-    ООО "СТП-СМАРТДАТА"

Ежегодно перечень таких организаций расширяется. Это обусловлено достаточно высокой востребованностью программистов и системных администраторов на рынке труда Республики Бурятия.

Коллектив кафедры

all kaf si.PNG

Научная деятельность

//

Основные направления научных исследований связаны с вопросами развития методов искусственного интеллекта, создания онтологий и методов применения онтологий при решении прикладных задач.

Результативность научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава кафедры приведена в разделе "Наука и инновации".

Методическая деятельность

Методическая работа – одно из важных направлений деятельности кафедры, которая включает научно-методическую и учебно-методическую работу. Она отвечает задачам повышения педагогического мастерства преподавателей, постоянного обновления и своевременного издания учебных и рабочих программ, разного рода методических пособий и обеспечения ими студентов. Методическая работа на кафедре направлена на повышение эффективности учебного процесса на основе внедрения инновационных методов обучения, соответствующих современному уровню развития дидактики и методики высшей школы.

    • Публикации
    • Найханова Л.В., Данилова С.Д. Об онтологии с активной семантикой и ее возможности в технологии всепроникающих вычислений. Информатизация образования и науки: научно методический журнал. М.: Изд-во ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» – 2010, выпуск №2(6). С.120-136
    • Найханов В.В., Аюшеева Н.Н. Анализ состояния исследований в области создания Интернета будущего. Информатизация образования и науки: научно методический журнал. М.: Изд-во ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» – 2010, выпуск №3(7). С. 20-25
    • Базарон С.А. Нечеткая модель оценивания результатов автоматизированного тестирования по тестовым заданиям открытого типа. Информатизация образования и науки: научно методический журнал. М.: Изд-во ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» – 2010, выпуск №3(7). С. 89-106
    • Евдокимова И.С. Извлечение знаний из XML-ориентированных баз данных. Информатизация образования и науки: научно методический журнал. М.: Изд-во ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» – 2010, выпуск №3(7). С. 89-106
    • Хаптахаева Н.Б. Средства построения семантической сети знаков-фреймов. Информатизация образования и науки: научно методический журнал. М.: Изд-во ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» – 2010, выпуск №3(7). С. 159-172
    • Найханов В.В., Найханова Л.В. Генерация знаний в виде систем продукций на основе спецификации прикладной задачи. Информатизация образования и науки: научно методический журнал. М.: Изд-во ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» – 2010, выпуск №4(8). С.116-133.
    • Найханов В.В., Аюшеева Н.Н. Новые информационные технологии и менеджмент качества: Материалы VII Международной научной конференции (NIT&QM 2010): 21-28 мая 2010 г. - Турция: Изд-во ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»., 2010. - С. 41-44.
    • Базарон С.А. Оценивание тестовых заданий, требующих ответ от испытуемого на естественном языке. Системы автоматизации в образовании, науке и производстве – AS’ 2009: Материалы VII-й науч-практ. конф. – Новокузнецк: Изд-во СибГИУ – 2009. – С. 279-283
    • Бильгаева Н.Ц., Тришина В.Н. О подходах к созданию банков тестовых заданий по теоретической механике. Современные проблемы механики и ее преподавания в вузах». Сб. докл. IV Всероссийского совещания-семинара. - Новочеркасск, Изд-во ЮРГТУ, 2010 г
    • Тришина В.Н., Бильгаева Н.Ц., Алхунсаев Г.Г., Галсанова Э.Ц. О разработке банков тестовых заданий при модульно-рейтинговой организации учебного процесса. Современные проблемы механики и ее преподавания в вузах». Сб. докл. IV Всероссийского совещания-семинара. - Новочеркасск, Изд-во ЮРГТУ, 2010 г
    • Чимитова Е.Г. Обучение с использованием ИКТ-технологий. Интеграция образования и науки в современном университете: перспективы, проблемы, решения: Материалы Всероссийской научно-технической конференции: - Новосибирск: Изд-во СибГУТИ, 2010. - С. 73-74.
    • Чимитова Е.Г. Автоматизация составления расписания в образовательном учреждении. Информатика и проблемы телекоммуникаций: Материалы Всероссийской научно-технической конференции: - Новосибирск: Изд-во СибГУТИ, 2010. - С. 451-453
    • Парамонова Е.Г. Интегрированные системы в дизайне изделий. Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации: Материалы VII Международной научно-технической конференции: - Курск: Изд-во Курского гос. техн. ун-та, 2010. – С. 124-128.
    • ДНайханов В.В., Бильгаева Л.П., Дамбаева С. В. Модель и технология образования в сети на основе базовой школы. Качественное образование в условиях сельской школы: Мат. Республиканского образовательного форума. Улан-Удэ: Изд-во БРПК, 2010, С.16-18
    • Найханов В.В., Бильгаева Л.П., Дамбаева С. В. Модели образования в сети. Применение новых технологий в образовании: Мат. XXI Международной конференция «(«ИТО-Троицк-2010») 28-29 июня 2010г.. 115-117
    • Бильгаева Н.Ц., Санжина О.П. Концептуальные основы формирования университетского банка тестовых заданий. Современные технологии и методики контроля учебных достижений студента: Сб. научн.-метод. ст. –Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. Вып. 17 . Том 1. – 2010- С. 13-16
    • Батурин В.Н., Хардаев П.К., Бильгаева Н.Ц. Влияние ФЭПО на учебный процесс в университете. Современные технологии и методики контроля учебных достижений студента: Сб. научн.-метод. ст. –Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. Вып. 17 . Том 1. – 2010- С.3-6
    • Бильгаева Л.П., Дамбаева С.В. Средство контроля знаний в системе дистанционного обучения «Moodle». Современные технологии и методики контроля учебных достижений студента: Сб. научн.-метод. ст. –Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. Вып. 17 . Том 1. – 2010- С. 109-112
    • Евдокимова И.С. Опыт использования системы MYTEST для компьютерного тестирования. Современные технологии и методики контроля учебных достижений студента: Сб. научн.-метод. ст. –Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. Вып. 17 . Том 1. – 2010- С. 112-115
    • Данилова С.Д., Андреева Н.В., Есин С.В. Методлка оценки сложности тестовых заданий в системе автоматизированного тестирования. Современные технологии и методики контроля учебных достижений студента: Сб. научн.-метод. ст. –Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. Вып. 17 . Том 1. – 2010- С. 171-173
    • Глушкова И.И. Контроль знаний студентов при проведении дисциплины «Операционные системы». Современные технологии и методики контроля учебных достижений студента: Сб. научн.-метод. ст. –Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. Вып. 17 . Том 1. – 2010- С. 174-175
    • Тулохонова И.С., Парамонова Е.Г. Методика оценки проектной компетентности студентов в предметной области. Современные технологии и методики контроля учебных достижений студента: Сб. научн.-метод. ст. –Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. Вып. 17 . Том 1. – 2010- С. 194-198
    • Аюшеева Н.Н. Подготовительные процедуры разработки оценочных средств на современном этапе. Современные технологии и методики контроля учебных достижений студента: Сб. научн.-метод. ст. –Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. Вып. 17 . Том 1. – 2010- С. 100-102
    • Алтаев А.А., Бальжинов В.В. Моделирование сетей. Современные технологии и методики контроля учебных достижений студента: Сб. научн.-метод. ст. –Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. Вып. 17 . Том 1. – 2010- С. 129-133
    • 1. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2010616051. «Подсистема автоматизированного тестирования по тестовым заданиям открытого типа» / С.А. Базарон, А.В.Рукавичников. – М.: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 2010. (Заявка №2010614379, дата поступления 20 июля 2010г. Зарегистрировано 14 сентября 2010г.)
    • 2. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2010616049. «Нейросетевое прогнозирование на основе автоматического отбора исходных данных методом главных компонент» / Л.П. Бильгаева, А..С. Пашков. – М.: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 2010. (Заявка №2010614399, дата поступления 20 июля 2010г. Зарегистрировано 14 сентября 2010г.)
    • 3. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2010616050. «Модуль системы автоматического анализа онтологий, основанный на методе формального анализа понятий» / С.В. Дамбаева, И.И. Филонова. – М.: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 2010. (Заявка №2010614400, дата поступления 20 июля 2010г. Зарегистрировано 14 сентября 2010г.)
    • 4. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2010616048. «Модуль системы автоматического анализа онтологий, основанный на методологии ONTOCLEAN» / С.В. Дамбаева, Ж.С. Найданов. – М.: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 2010.
    • 5. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2010616466 «Модуль анализа графов зависимости естественно-языкового предложения» / И.С. Евдокимова, С.О. Коротыгин. – М.: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 2010. (Заявка № 2010614606 , дата поступления 29 июля 2010г. Зарегистрировано 29 сентября 2010г.).
    • 6. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2010616465. «Подсистема генерации и настройки лингвистической базы знаний системы общения с базами данных» / И.С. Евдокимова, Б.З.Шарапов. – М.: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 2010. (Заявка № 2010614605, дата поступления 29 июля 2010г. Зарегистрировано 29 сентября 2010 г.).
    • 7. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2010617698 «Модуль генерации исходного кода вычислительных процедур для реализации активной семантики онтологии предметной области» / Л.В Найханова, С.Д. Данилова, Б.С. Малакшинов, Н.Б. Ким. – М.: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 2010. (Заявка №2010615738, дата поступления 20 сентября 2010г. Зарегистрировано 19 ноября 2010г.).
    • 8. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2010617697 «Визуальный редактор онтологии предметной области» / Л.В. Найханова, Н.Б. Хаптахаева, П.А. Бусовиков – М.: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, 2010. (Заявка № 2010615737, дата поступления 20 сентября 2010г. Зарегистрировано 19 ноября 2010г.).
    • Учебно-методические издания
№ Автор(ы) Наименование Издательство, год издания 1 Андреева Н.В., Глушкова И.И., Евдокимова И.С. Интернет-технологии сетевого взаимодействия: учебное пособие Улан-Удэ, 2009, Изд- во: ВСГТУ, 39 с. 2 Бильгаева Л.П Технологии дистанционного обучения в сетевом образовательном пространстве Улан-Удэ, 2009, Изд- во: ВСГТУ, 24 с. 2 Бильгаева Л.П., Базарон С.А. Коллекция цифровых образовательных ресурсов как основа методической, учебной и научной поддержки субъектов сетевого образовательного сообщества Улан-Удэ, 2009, Изд- во: ВСГТУ, 30 с. 2 Дамбаева С.В., Пачковская С.В., Цагадаева Е.Н. Разработка учебных курсов в системе дистанционного обучения Moodle Улан-Удэ, 2009, Изд- во: ВСГТУ, 76 с. 2 Данилова С.Д. Сетевые сообщества как механизм распространения знаний через компьютерные сети Улан-Удэ, 2009, Изд- во: ВСГТУ, 26 с. 2 Чимитова Е.Г., Извеков Я.О., Шарагина О.Г., Базарон С.А. Объектно-ориентированное программирование: конспект лекций Улан-Удэ, 2009, Изд- во: ВСГТУ, 12 с.

Дополнительные образовательные услуги

В Межотраслевом региональном институте подготовки кадров при ВСГУТУ кафедра проводит разнообразные курсы повышения квалификации в области информационных технологий. Перечень и структура образовательных программ курсов повышения квалификации приведены в разделе «Документы».

//

История департамента

В 1987 году приказом от 10.12.87 N3490/ОК в ВСТИ была открыта общеобразовательная кафедра «Экономическая информатика и программирование». Первоначально кафедра находилась в составе инженерно-экономического факультета. В 1991 году в связи с увеличением доли дисциплин, читаемых на специальности 220100 – «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», кафедра вошла в состав электротехнического факультета и была переименована в кафедру «Системы информатики» (приказ по ВСТИ от 12.07.1991 года №1719/ОК).

Заведующие кафедрой

С 1987 года по 1989 год кафедрой руководила Орехова Раиса Адамовна, кандидат экономических наук, профессор, проработавшая затем много лет на кафедре «Макроэкономика, экономическая информатика и статистика».  В начале 60-х годов прошлого века она организовала в ВСТИ первую в республике лабораторию вычислительной техники, много сил и энергии вложила в научно-методическую работу по теме «Использование ЭВМ в научном и учебном процессе».

С 1989 по 1992 годы руководил кафедрой кандидат физико-математических наук, доцент Креккер Геннадий Мартынович, окончивший аспирантуру Института математики СО РАН. Он внес определенный вклад в подготовку инженеров по  специальности 220100 в части преподавания дисциплин по программному обеспечению ЭВМ.

С 1992 года по 2016 год кафедру возглавляла Найханова Лариса Владимировна, с 2009 года доктор технических наук, профессор.  В 1994 году кафедра начала подготовку кадров по специальности 220400 - «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». В 2001 году кафедра осуществила первый набор на  специальность 010503 - «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», которая является одной из самых современных и востребованных профессий.

С 2016 года кафедрой заведует доктор экономических наук, доцент Михайлова Светлана Сергеевна.

Учебная работа

До 1994 года кафедра, являясь общеинженерной, преподавала прикладные математические дисциплины, дисциплины по вычислительной технике и программированию для студентов всех специальностей и всех форм обучения вуза:

"Вычислительная техника в инженерных и экономических расчетах",

"Математическое программирование",

"Машинная обработка экономической информации",

"АСУ отрасли и предприятия",

"Вычислительные машины и программирование",

"Экономико-математические методы и модели",

"Численные методы решения задач строительства на ЭВМ",

"Алгоритмизация и программирование для ЭВМ".

С 1999 года по 2015 год по специальности 220100 - «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» кафедрой подготовлено 513 человек, а по специальности 010503 - «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» - 104 человека. Многие из выпускников добились значительных успехов в профессиональной сфере, в настоящее время трудятся не только в России, но и далеко за ее пределами.

С 2011-2012 учебного года кафедра ведет подготовку бакалавров по направлениям:

  • 09.03.04 – "Программная инженерия"
  • 02.03.03 – "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем".

В 2015-2016 учебном году на кафедре начата подготовка магистров по направлениям:

  • 09.04.04 – "Программная инженерия"
  • 02.04.03 – "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем".

В декабре 1999 года в университете был организован Технологический колледж. С 2003-2004 учебного года преподаватели кафедры принимают участие в подготовке специалистов среднего профессионального образования по специальности «Программное обеспечение ВТ и АС» на базе 11 класса, с 2004 года – на базе 9-го и 11-го классов, с 2010 года по специальности «Программирование в компьютерных системах». Выпускникам присваивается квалификация техник-программист, которые в процессе профессиональной деятельности должны уметь разрабатывать, модифицировать, адаптировать, настраивать и сопровождать программное обеспечение в организациях и на  предприятиях различной отраслевой направленности.

Дополнительные образовательные услуги

В Межотраслевом региональном институте подготовки кадров при ВСГУТУ кафедра проводит разнообразные курсы повышения квалификации в области информационных технологий. Перечень и структура образовательных программ курсов повышения квалификации приведен в разделе «Документы».

Материально-техническая база

В настоящее время кафедра ПИиИИ располагает пятью дисплейными классами по 10 посадочных мест в каждом, оснащенных современными компьютерами. На базе кафедры развернуты 5 лабораторий: 1) "Лаборатория компьютерного моделирования; управления проектной деятельностью"   2) "Лаборатория сетевого и системного администрирования; информационно-коммуникационных систем"  3) "Лаборатория системного и прикладного программирования"  4) "Лаборатория технологий разработки программного обеспечения; технологии разработки баз данных"   5) "Лаборатория систем искусственного интеллекта"  Для обеспечения учебного процесса кафедра располагает оборудованием для тиражирования информации, мультимедийным оборудованием. Все компьютеры кафедры, а их более 60, объединены локальной кафедральной сетью, интегрированной в корпоративную университетскую сеть, имеющую выход в глобальную сеть Интернет. Все это позволяет обеспечить проведение всех видов учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов. На кафедре имеется около пятидесяти наименований лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, используемого кафедрой в учебном и научном процессах. В настоящее время учебная лабораторная база кафедры отвечает современным требованиям подготовки специалистов с полным высшим инженерным образованием. Наличие сетевых классов и необходимых средств системного и прикладного программного обеспечения обеспечивает подготовку специалистов, владеющих современными информационными технологиями в области инженерии программного обеспечения и интеллектуальных технологий. Материально-техническая база и программное обеспечение постоянно модернизируются, обновляются и расширяются для их поддержки на уровне последних достижений науки и технологии, и кафедрой обеспечивается высокая степень их использования в учебном процессе. Наряду с учебными лабораториями кафедра оснащена научной лабораторией, что позволяет преподавателям и аспирантам вести научно-исследовательскую деятельность.

Школа

                                                Дорогой школьник! Кафедра Программная инженерия и искусственный интеллект приглашает вас к поступлению. Деятельность IT-специалиста затрагивает все сферы человеческой жизни. IT-специалист – это специалист, который разрабатывает алгоритмы и компьютерные программы. IT-специалист - это специальность, где может реализоваться творческий потенциал и идеи. IT-специалист - это одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий в России и за рубежом. Быть IT-специалистом интересно и престижно! Создание и разработка ИС и ПО – очень увлекательный и творческий процесс!  IT-специалист – это одна из самых востребованных специальностей на рынке труда!   Кафедра «Программная инженерия и искусственный интеллект» готовит универсальных специалистов Выпускники кафедры получают все необходимые навыки для успешной профессиональной реализации Студенты  участвуют в международных олимпиадах и конференциях Учеба у нас – это очень интересный  и увлекательный процесс! В феврале-март каждого года кафедра ПИиИИ будет проводить ставшую уже традиционной ежегодную олимпиаду школьников по информатике 10-11 классов. Приглашаем вас принять участие!

Диплом

О целях Целью государственной итоговой аттестации является определение степени подготовки выпускника ВСГУТУ к выполнению профессиональных задач после трудоустройства, либо к поступлению на программу обучения более высокой ступени или уровня (магистратура, аспирантура). Нормативная база Основной документ, регламентирующий проведение итоговой государственной аттестации (защиты ВКР) во ВСГУТУ  - Положение о государственной итоговой аттестации выпускников ВСГУТУ (Утв. ректором № П.473.1210.06.7.01-2016 от 08.02.2016 г.)  О сроках Дипломное проектирование начинается по графику учебного процесса. При направлении студента на производственную практику или еще раньше в ходе обучения. Окончание дипломного проектирования закреплено графиком учебного процесса на текущий учебный год, реально же этот срок совпадает с датой защиты ВКР перед государственной аттестационной комиссией. Об оформлении Оформление выпускных квалификационных работ студентов, заканчивающих обучение по направлениям кафедры, подчиняется методическому указанию по изложению и оформлению учебных документов "Требования к качеству учебной документации. Нормоконтроль".