Основная цель Кафедры ЮНЕСКО: разработка новых подходов к стратегии устойчивого человеческого развития на принципах экологической этики.
Главная задача Кафедры ЮНЕСКО: содействие реализации миссии и целей ЮНЕСКО, прежде всего Стратегии ЮНЕСКО в области философии через разработку научных проектов, направленных на поддержание коэволюции общества и природы, на создание концептуальных моделей гармоничного и нравственного общества.
Задачи кафедры:
- развивать экологическую чувствительность и экологическую ответственность людей, способствовать утверждению духовных ценностей в жизни социума;
- координация сотрудничества учебных учреждений Байкальского региона в области экологической этики и образования в целях устойчивого развития;
- проведение исследований в области экологической этики, философско-нравственных оснований устойчивого развития;
- внедрение в учебный процесс на факультетах и институтах университета результатов научных исследований в виде учебных курсов, факультативов, лабораторных работ в области экологической этики и устойчивого развития; издание методических пособий, учебников и медиакурсов.
Основные направления деятельности:
- исследование глобальных и региональных проблем устойчивого развития современной цивилизации;
- разработка экологической этики как междисциплинарной науки о коэволюции человека и природы;
- продвижение проблематики устойчивого развития и экологической этики в преподавании общественных, естественных и технических наук в средней и высшей школе;
- организация магистратуры и аспирантуры по проблемам устойчивого развития и экологической этики, разработка соответствующих образовательных программ мирового уровня в области экологической этики и устойчивого развития с использованием инновационных технологий образования;
- разработка национальных научных и учебных программ; аккумулирование и внедрение в регионе лучших мировых научных и практических результатов в области экологической этики и устойчивого развития;
- повышение квалификации преподавателей и аспирантов университета по вопросам экологической этики и устойчивого развития;
- исследование научно-философских и эколого-этических проблем охраны озера Байкал как Участка Всемирного Наследия ЮНЕСКО;
- анализ социальных, правовых и этнопсихологических аспектов экологического сознания и экологического поведения людей;
- организация сотрудничества с российскими и зарубежными университетами, международной сетью кафедр ЮНЕСКО в области экологической этики и устойчивого развития;
- установление партнерства со специализированными учреждениями ООН по проблемам охраны озера Байкал и устойчивого развития Байкальской природной территории;
Среди наиболее важных достижений Кафедры ЮНЕСКО следующие разработки и выводы:
- концепция международного проекта под эгидой ООН «Байкальская модельно-целевая территория устойчивого развития всемирного значения»;
- концепция устойчивого развития Республики Бурятия, концепция нравственной экономики, ориентированной на сохранение экосистемы Байкальской природной территории;
- эколого-этический кодекс Республики Бурятия и Хартия Байкала
- анализ и обоснование значимости инклюзивного образования для экологической этики, разработка методологических основ ноосферного мировоззрения и методов экологического воспитания на примере Байкальского региона;
- Обоснована необходимость обновления концепции устойчивого развития на основе философии диалектического реализма, с учетом новейших достижений естественных и технологических наук
- Определение философских перспектив стратегии устойчивого развития Байкальского региона в контексте теории ноосферно-экологической цивилизации. Философское обоснование устойчивого развития Байкальского региона как модели ноосферно-экологической цивилизации.
- Раскрытие потенциала экологической этики как ценностной основы устойчивого развития Байкальского региона. Дан анализ экоэтики буддизма и экологических ценностей традиционного мировосприятия бурят-монголов. Применительно к Байкальскому региону это означает переход к ценностно-нормативной системе управления устойчивым развитием, основанной на принципах экологической этики и натуралистического гуманизма. Ключевая авторская идея в данном контексте: надо всемерно укреплять моральные устои общества и совершенствовать духовно-нравственные качества каждого человека.
- Обоснование статуса Байкальского региона как мирового центра международного сотрудничества по защите природы.
- Рефлексивный анализ основных целей и ценностей устойчивого развития (на примере Республики Бурятия). Обоснована необходимость фундаментального обновления принципов экологической этики.
- Разработка концепции эколого-этического воспитания с учетом региональных и национальных особенностей Республики Бурятия.
- Разработка концепции «экологической эффективности» законодательства соответствующего целям гармоничного и долгосрочного развития социоприродной системы (на примере Байкальского региона). На предмет «экологической эффективности» проанализированы программно-стратегические документы развития Байкальского региона (в связи с переходом Республики Бурятия в Дальневосточный федеральный округ)
- Обоснован потенциал экологической справедливости и признания прав природы в формировании единой мировоззренческой основы для эффективной реализации социально-экономических преобразований в русле устойчивого развития.
Одной из важнейших задач кафедры является продвижение этико-экологической проблематики в преподавании общественных, естественных и технических наук и содействие развитию эколого-этического образования в высшей и средней школе. Результаты исследовательской деятельности, проводимой коллективом кафедры, активно внедряются в учебный процесс по нескольким направлениям: разработана авторская магистерская программа в области устойчивого развития и экологической этики, с использованием личностно-ориентированной организации учебного процесса; разработан и прочитан спецкурс «Философия устойчивого развития и этика науки в информационную эпоху» для молодых ученых, аспирантов и студентов Восточно-Сибирского государственного технологического университета (В.В. Мантатов, Л.В.Мантатова); в гимназии № 29 учителем Ошоровой С.Ц. при поддержке Международной кафедры ЮНЕСКО по экологической этике Восточно-Сибирского государственного технологического университета читается спецкурс «Концепция устойчивого развития» (17ч.) (научный консультант – д.филос.н., доцент Л.В. Мантатова). Плодотворную работу ведет Клуб «Миллениум» (для учащихся 1-9 кл) – руководитель С.Ц. Ошорова (научный консультант – д.филос.н., доцент Л.В. Мантатова); во взаимодействии с факультетами и институтами университета проектируются программы подготовки специалистов различных профилей (технологических, инженерных и др.) на принципах устойчивого развития и экологической этики, а также вводятся экологически ориентированные учебные дисциплины, подготовлены методические материалы, проводятся курсы повышения квалификации по методологии устойчивого развития; организованы мастер-классы и летние школы для молодых ученых и специалистов по проблемам устойчивого развития, формированию экологической этики с приглашением международных и российских экспертов. Разработана межфакультетская магистерская программа "Проектное управление устойчивым развитием" на базе кафедры ЮНЕСКО по экологической этике совместно с Институтом экономики и права Восточно-Сибирского государственного технологического университета. Целью магистерской программы "Проектное управление устойчивым развитием" является подготовка специалистов в области проектирования и управления устойчивым развитием социально-экономических и социоприродных систем. Предполагается глубокая естественнонаучная, методологическая подготовка и интенсивное
Материальные ресурсы:Корпус №15: Кабинет руководителя - 18 кв. Операционная комната персонала - 36 кв. Методические комната - 18 кв.м. Оборудование: 5 компьютеров, подключенных к Интернету 3 принтера (Canon LBP 2900 - 2, Canon LBP 810 - 1) 2 МФУ (Samsung SCX3405W)1 цветной принтер (HP lazer Jet Pro 200 color)Копировальный аппарат Canon FC, Сканер HP Scanjet 4050G